Логика лагерной смены
[ Скачать с сервера (1.87 Mb) ]05.05.2011, 20:27
К презентации

«ЛОГИКА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ»

Смена в лагере длится 18-24 дней. Независимо от содержания, профиля она делится на три периода:
1) организационный,
2) основной и
3) заключительный,

сочетающие все направления
- социальной,
- культурно - досуговой,
- воспитательной и
- оздоровительной
деятельности коллектива лагеря.

На каждом из этих этапов в работе педагога есть свои особенности.
I этап Организационный период

Организационный период при смене 21 и более дней длится первые 3-4 дня,
при смене 10 – 14 дней – первые 2-3 дня.
Основная ЦЕЛЬ
этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря или центра.

Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.

Советы на организационный период педагогу:
- до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
- лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
- индивидуальные беседы проводите только наедине;
- больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
- больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
- помните макаренковский принцип: трудную работу — лучшим;
- название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
- дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере.

Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.

Режим работы лагеря:
8.30 – 9.00 – сбор детей, зарядка
9.00 – 9.15 – линейка
9.15 – 10.00 – завтрак
10.00 – 12.00 – занятия по интересам
12.00 – 13.30 – массовые мероприятия
13.30 – 14.30 – обед
14.30 – уход детей

I этап
Позиция педагога:
Заботливая и справедливая, но строгая и требовательная мама

Основной вид деятельности педагога:
Разъяснять, требовать, добиваться выполнения требований.
Инициатива исходит от педагога. Педагог показывает себя, сотрудников лагеря.

Пик трудности:
3–4-й день смены связан с процессом адаптации к новым условиям и новым видам деятельности. Необходимо снять напряжение, улучшить настроение детей

Отрядная работа:
Огонёк знакомства, игры, оргсбор, тематические беседы, турниры, конкурсы, оборудование отрядного места

Массовые дела:
Праздник открытия смены

Содержание и средства работы с детьми в оргпериод

Что нужно сделать педагогу для решения задачи Как это сделать (для отряда, общелагерные дела, методы, приемы)?
Для знакомства друг с другом,
с воспитателями:
- включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;
- создать доброжелательную атмосферу;
- создать ситуации неформального общения;
- помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;
- помочь проявиться в лучших качествах;
- дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;
- рассказать о себе самом, показать себя в деле;
- проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Игры на знакомство,
визитки с именами,
КТД,
коллективные творческие игры,
совместная деятельность на общую пользу,
игры на знакомство,
совместные дела на знакомство, творческие, музыкальные, конкурсные программы,
дискуссионные формы – обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, подведение итогов дня, обмен мнениями и др.
Для знакомства с сотрудниками и с самим лагерем.
- Познакомить с начальником, воспитателями и педагогами лагеря
- Познакомить с территорией лагеря (место сбора, место занятий и т.д.)
- Познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться, познакомить с окружающей природой.
Обозначить места, в которых запрещено нахождение детей. День интересных дел,
составление карты схемы лагеря из природных материалов,
вертушки знакомства,
игры по станциям с маршрутными листами,
встречи с интересными людьми,
игры и дела на разных площадках.

Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря.
Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда полезную информацию.

Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности:
- Познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей.
- Познакомить с режимом дня,
- С санитарно-гигиеническими требованиями, научить поддерживать уют.
- Познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой.
- Познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере.
- Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу.
Выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе. Орг.сбор отрядов,
Огонек (день) знакомства,
экскурсии,
дела по законам и традициям,
права и обязанности детей и подростков в лагере,
инструктажи по ТБ и пожарной безопасности,
правила личной гигиены,
индивидуальные беседы,
индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд,
визитки с именами.
Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений.

Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей.

Для формирования представления о перспективах деятельности:
- Предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене.
- Заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности.
- Задать ситуацию выбора деятельности.
- Выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. Пример: диагностика потребностей и интересов детей,
разведка интересных дел,
планирование,
орг.сбор,
дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможности смены, отношения к отдыху и тому подобное.

===========================================================

II этап Основной период — выполнение поставленных перед сменой задач

Основной период делится на два этапа, на каждом из которых решаются определённые задачи.

Задачи первого этапа основного периода:
- создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
- развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;
- создать условия для работы органов самоуправления;
- корректировать нормы общения, поведения, отношений.

На втором этапе основного периода задачи следующие:
- организовать коллективно-творческую деятельность;
- создать условия для полноценного функционирования органов детского самоуправления;
- показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;
- корректируются межличностные и коллективные отношения.

II этап
Позиция педагога:
Сотрудничество с детьми; консультант-инструктор

Основной вид деятельности педагога:
Отрядные, межотрядные и общие дела.
Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период

Пик трудности:
На 13–14-й день смены. Это «пик привыкания», время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю
Отрядная работа:
Огоньки, спортивные, ролевые, деловые игры, КТД

Массовые дела:
Дни творчества, тематические дни, походы и т.п.

Что важно для ребёнка и вожатого в основной период

Для ребенка важно Для педагога важно
Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
Бодро пересечь «экватор смены»
Участие в общих и отрядных делах.
Реализация собственных идей.
Самореализоваться, как личность.
Чему-то научиться.
Отдых.
Дышать свежим воздухом.
Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
Проявление своей самостоятельности.
Возможность проявить себя лидером. Мотивация детей на активное участие в смене.
Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
Сплоченный отряд.
Не переутомлять детей.
Обсуждение проведенных дел с детьми.
Анализ прожитого дня.
Заложить основы самоуправления.
Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
Больше времени на природе.

==========================================================

III этап Итоговый период

Подведение итогов прожитой смены

Педагог в это время:
- работает по намеченному ранее плану;
- привлекает к коллективным делам каждого ребёнка;
- продумывает программу прощального дня.

III этап
Позиция педагога:
Заботливая и справедливая, товарищ и друг

Основной вид деятельности педагога:
Пожинание «плодов» организованной работы

Пик трудности:
За 2–3 дня до отъезда. «Пик усталости». Постарайтесь улучшить настроение детей

Отрядная работа:
Конкурсы творческих дел, прощальный огонёк

Массовые дела:
Соревнования, шоу

В этот период педагогу необходимо сосредоточиться на следующих задачах:
1) Осуществить подведение итогов жизни отряда и оценку личностного роста его членов;
2) Проанализировать результаты деятельности отрядных органов самоуправления;
3) Организовать сбор всего оборудования и инвентаря; завершение оформления отрядного уголка;
4) Оказать детям индивидуальную помощь в преодолении кризиса расставания;
5) Проанализировать с различных позиций свою работу:
- отметить лучшее;
- выявить сложности;
- определить пути их устранения в будущем;
- зафиксировать и подумать, как использовать в дальнейшем творческие находки смены, приобретенные профессиональные умения и др.




Живая анкета «Здравствуйте!»
Проводится в форме подвижной игры. Каждый участник игры, отвечая на вопрос, может выбрать только один вариант ответа. На каждый из трёх вопросов предлагается три варианта ответа.

1. Наша компания (отряд) сегодня:
а) замечательная, потому что её все замечают;
б) просто мальчишки и девчонки, собравшиеся вместе;
в) у нас пока не получается сплочённого коллектива.

2. Для большинства ребят жизнь в лагере — это:
а) возможность провести время;
б) возможность проверить свои силы;
в) возможность найти новых друзей.

3. Среди нас:
а) все умеют и любят играть;
б) многие хотят быть просто болельщиками, зрителями;
в) слишком разные люди.

Игры на знакомство

«Дружба». Играющие объединяются в круг по трое. За кругом — двое ведущих. Обходя круги, они выбирают играющих, и встают на их место. Освободившиеся два человека становятся ведущими.

«Самый самый». Для игры необходимо подготовить карточки. Всем игрокам раздаются карточки, разделённые на 9–16 клеточек. В каждой клеточке записано задание: вписать в неё имя человека, который самый…
- симпатичный;
- улыбчивый;
- голубоглазый;
- задумчивый и т.д.
Чем неожиданнее и разнообразнее задания, тем интереснее игра.

«Разговор спинами друг к другу». Разбейтесь на пары и встаньте друг к другу спинами. По команде самый смелый в паре описывает внешность партнёра (цвет глаз, одежду, количество пуговиц), а партнёр оценивает точность описания по пятибалльной системе. Затем дети меняются ролями.

«Любимое занятие». Все играющие садятся в круг (свободных мест нет). Ведущий стоит в центре и произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто любит танцевать (играть на гитаре, любит мороженое, с именем Оля и т.д.)». Все меняются местами. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

«Представиться по-разному».

а) Каждый человек в круге должен «представить себя»: характерным жестом, выразительным словом, прочитав стихотворение, сделав свою визитку.

б) Группа встаёт в два круга: внешний и внутренний — лицом друг к другу. Получившиеся пары в течение 2–3 минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Перемещение повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, провести игру в танце.

«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей». Каждый должен за 1–3 минуты успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Руку надо пожимать доброжелательно, глядя человеку в глаза, обязательно называть своё имя.
Творческие задания «Ваш билетик»
Каждый участник этой игры получает билет, на котором написано задание.

Варианты творческих заданий:
Вспомните и назовите семь народных игр.
Представьте, что вы ведущий шоу-программы «Поле чудес». Объявите тему игры.
Разделите игроков на команды для участия в подвижной игре «Хвост дракона».
Вспомните три конкурса и предложите всем принять участие в конкурсной программе «Самый, самый, самый…»
Нарисуйте ребус и предложите ребятам его разгадать.
Вспомните или придумайте игру, в которую можно сыграть всей семьёй на дне рождения.
Попробуйте вспомнить и показать основные элементы хоровода или покажите любую игру-танец.
Предложите участникам любую музыкальную викторину.
Организуйте конкурс скороговорок.
Проведите аукцион спортивных игр.

Тематические дни
"День леса"
Утро:
• Выход в лес
Игра - путешествие: "Тайны зеленого бора" (старшие проводят для младших)
Лесная эстафета (игровые задания, викторины) старшие для средних
Сбор материалов для выставки
День:
• Оформление выставки "Лесная фантазия "
отделы:
Самые, самые
Необычные экспонаты
Посиделки из лесной мастерской
Лесные коллекции: листья, травы, грибы, ягоды...
• Открытие, работа выставки, зрительское жюри, презентация авторских коллекций
• Лесной стадион (игры, эстафеты)
• Лесная школа (театрализовано - игровая программа для младших)
Вечер:
• Лесной концертный зал, сказка, кукольный театр, музыкальные клипы
• Аукцион лесных даров.
"День цветов"
Утро:
• Прогулка в лес. Подготовка оформление выставки цветочных композиций
• Конкурсы на выставке: Придумай название Внимательных посетителей Знатоков цветов
День:
• Игра "Цветик - Семицветик". Сказочная мастерская. Цветоигротека
Вечер:
• Цветодискотека. Концерт-ромашка. Карнавал цветов .
"День сказки"
Утро:
• Сказочная зарядка (проводит герои сказки)
• Путешествие в сказочный лес.
• В гости к царевне Несмеяне.
День:
• Богатырские потешки (соревнования мальчиков)
• Брейн-ринг "В некотором царстве... "
Вечер:
• Вечерняя программа "Дом сказок"
• Театрализованное действо с играми, затеями, потехами.

"День девочек"
Утро:
• Подъем с сюрпризом или Сюрприз с утра: серенада у окна, необычные таблички-названия: цветы, бантики, поздравления повсюду.
• Джентльменская линейка: творческие поздравления, реклама дня, сувениры (сердечки, солнышки) в подарок
День:
• Эстафета конкурсов "А ну-ка, девочки", конкурсы: модельеров, композиции цветов, хозяюшки, танцевальный, литературный. (Жюри только мальчики)
Вечер:
• Шоу-программа в кафе "Людмила". Угощения, награждения по номинациям, танцевально- развлекательные паузы, гости программы.
"День мальчиков"
Утро:
• Утренний сюрприз. Мелодии о мальчиках, красочные газеты, плакаты, фотоколлажи встречают мальчиков на территории, в столовой и т.д.
День:
• Театрализованное приветствие
• Праздничный приказ "Мы вам точно сказать хотим.."
• Конкурсы: спортивный, военный, бизнес, этикета, хозяин, эрудит (жюри только девочки)
Вечер:
• Шоу- программа в кафе "Руслан". Показательные выступления, концерт-посвящение: "На сцене только Девочки…"
• Награждения по номинациям
• Парад мальчишек
• Дискотека
"День именинника"
Утро:
• Пресс-стена "Поздравляем нюнят..."
Газеты Поздравительные телеграммы, открытки от ребят, сказочных и эстрадных звезд и др.
• Стол подарков от друзей…
День:
Праздничный обед
• Специальный стол для именинников
• Поздравительная песенка
• Специальное обслуживание
Вечер:
• Шоу-программа Под знаком "Близнецы"
• Представления именинников
• Поздравления от друзей
• Концерт-капустник, посвящаем Вам (по заявкам)
• Лотерея имен
• "Благодарим..." ответное слово именинников
• В центре круга - именинники... Танцы, игры, затеи.

Посвящение в отдыхающие
1. Отрядам, дети в которых стоят в шеренгу, предлагается перестроиться в:
Квадрат, ромб, букву «ж», птичий косяк.
Определяется отряд, быстрее справившийся с заданиями.

2. Настоящие отдыхающие не должны бояться солнца, но тем не менее соблюдать меры предосторожности. Сейчас вы должны как можно быстрее надеть головные уборы на всех членов команды.
Отряды получают газеты и мастерят из них головные уборы.
Определяется отряд, быстрее справившийся с заданием.

3. Настоящие отдыхающие не должны бояться воды.
Каждый отряд получает по бутылке и должен за 1 минуту при помощи рук её наполнить. Для проведения эстафеты нужны пластиковые бутылки по числу отрядов и вёдра с водой.
Определяется отряд, набравший большее количество воды.

4. Настоящие отдыхающие ценят каждое мгновение отдыха и всё, кроме купания и загорания, стараются делать быстро.
Например, строиться всем отрядом на ….верёвке.
На земле укладывается верёвка, отряд старается быстро выстроиться на ней.
Затем верёвка складывается вдвое, отряд вновь старается уместиться на ней.
Определяется отряд, который был самым организованным и быстрым.

5. Настоящие отдыхающие должны не бояться трудностей, и при необходимости, для организации своего отдыха, уметь вывернуться наизнанку.
Вставайте друг за другом, беритесь за руки, ноги на ширине плеч. Последний в колонне, не размыкая рук, проползает между ног всех стоящих, двигаясь вперёд. За ним двигаются все остальные.
Определяется отряд, который быстрее вывернулся наизнанку.

Вы прошли все наши испытания, и теперь нам осталось произнести «Клятву отдыхающего». Поднимаем вверх правые руки и повторяем за мной.
«Клянусь, что я буду очень стараться вовсю отдыхать, загорать и купаться. Клянусь!
Я постараюсь воспитанным быть. Клянусь!
Клянусь воспитателям во всё помогать
И дать им возможность чуть-чуть отдыхать. Клянусь!»

Органы самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Деятельность по соуправлению (дети и педагоги) в лагере осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел отряда и лагеря; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; деятельность отдельных команд (Служб, агентств, советов дела). При этом педагог выступает в роли равного помощника, который организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт. Одним словом, педагоги и дети работают в сотворчестве, содружестве и сотрудничестве.
«Лидер – совет» (коллегиальный орган соуправления) выступает в качестве регулирующего органа лагеря, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы их разрешения.
Используя соуправление в лагере, мы даём возможность ребятам пробовать себя в различных социальных ролях, накапливать опыт общения.

В лагере должна быть предусмотрена система стимулов, поощрений и фиксации результатов каждой тематической игровой смены. За каждый успешно выполненный проект, эксперимент, отряд получает определенное количество призовых бонусов. Получившие в ходе смены наибольшее количество этих бонусов, становятся лучшими отрядами и участниками, получая Премию «Салют! – «Салюту!!!» и звание «Лидер летней смены»
Структура органов самоуправления зависит от особенностей смены, но роли, функции, результат остаются без изменений.

Роли Функции Результат
Капитан Организация отряда Организаторские знания и умения
Помощник капитана Планирование дня, доведение информации до отрядов Умение планировать свою деятельность и других, работа с информацией

Заведующий
отсеками Ответственный за дежурство, инвентарь Развитие ответственности, организаторских способностей; умение планировать совместную деятельность, организовывать подготовительную работу, анализировать деятельность.
Боцман Организация спортивной жизни лагеря
Матросы Организация творческих дел

Система контроля за реализацией программы

№ п/п Мероприятие Срок проведения Ответственные
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. До начала функционирования лагеря Начальник лагеря
2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. 1 день смены Социальный педагог
3. Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. В течение смены Начальник лагеря, отрядные воспитатели
4. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. Последний день смены Социальный педагог
5. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. В течение смены Педагог-психолог.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

Разрабатывается механизм обратной связи.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.

Категория: Презентации | Добавил: kamile
Просмотров: 10958 | Загрузок: 437 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
avatar