Из опыта работы Чурсиной Натальи Юрьевны,
руководителя детского литературного объединения
«Творческая мастерская» МОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа»
 

       Проблема: в течение 10 лет работаю над проблемой развития литературно-творческих способностей учащихся.
      Условия возникновения проблемы: повышение качества образования и развитие творческой личности, отсутствие методики развития литературно-творческих способностей в процессе работы по литературе.
     Актуальность проблемы. Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество, с одной стороны, и рыночные отношения, с другой, изменили цели и ценности системы образования, перед которым в новых условиях стоят задачи огромной важности. Одной из них является улучшение качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней. Выпускников общеобразовательных учреждений должны отличать не только сбалансированные и устойчивые знания, умения, но и наличие сформированных свойств и качеств, значимых в перспективной профессиональной деятельности, а также развитые творческие и другие способности.
    В последнее десятилетие возрастает внимание к проблемам творческого развития учащихся общеобразовательных школ. В работах В.И. Андреева, Т.И. Артемьевой, Ю.К. Бабанского, Ю.А. Грибова, В.В. Давыдова, А.А. Кирсанова, Н.С.Лейтеса, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В.Э. Чудновского, Е.ЛЯковлевой и других рассматриваются пути и средства развития творческих способностей учащихся в процессе обучения. Формирование творческой личности обучаемого - одна из сущностных проблем современной педагогики, эффективно работать над разрешением которой может только творчески развитая личность педагога.
    В этой связи представляемая работа мыслилась как анализ закономерностей развития школьников как творческих личностей средствами литературного творчества. Очевидно, что эффективность развития творческих черт личности учащегося повышается, если использовать ресурс не только урочной, но и внеурочной деятельности. Большие возможности для совершенствования творческого потенциала личности учащегося предоставляет литературно-творческая деятельность вне уроков литературы.  
       Литературно-творческая деятельность создает условия для совершенствования одноименных способностей, бесспорно, являющихся неотъемлемой частью всесторонне и гармонично развитой личности специалиста в любой профессиональной сфере, повышает качество функционирования профессионально значимых психических свойств (восприятие, воображение, память, мышление и др.), формирует мотивацию на творческую деятельность, совершенствует умения, актуальные для литературно-творческой деятельности, воспитывает индивидуальность, самостоятельность, коллективизм как профессионально важные качества личности.
      Теоретическая база опыта: Л.С. Выготский, А.Г.Ковалев, Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман, Г.Х.Валеев. Новизна опыта: Апробация теоретических данных в процессе развития литературно-творческих способностей учащихся во внеурочное время и урочное время. Технология опыта: разработка программы развития литературно-творческих способностей в процессе внеклассной работы по литературе.  
     Результативность: опытно-экспериментальная работа по программе подтвердила развитие у учащихся качества творческой личности, способной адекватно относиться к миру и себе, сформированной духовной потребности отдавать себя людям, обладающей высоким уровнем знаний по литературе и культуре, развитием способностей к выполнению творческих заданий (сочинение сказок, эссе, пьес, рассказов, стихов)
       Детское литобъединение «Творческая мастерская» действует в школе с 1999 года. Руководитель Чурсина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы. Состав участников разнообразный, возраст от 10 до 15 лет. Первые члены объединения уже закончили школу, отучились в ВУЗах и техникумах, стали специалистами. 
      Время, проведенное в «Творческом объединении», не прошло даром. Здесь постигались азы науки филологии: проба пера, декламация, актёрское мастерство, иллюстрирование. Ребята учились понимать и ценить прекрасное, добиваться результата, получали удовольствие от творческих находок от общения друг с другом. Объединение «Творческая мастерская» является средством подъема интереса детей к чтению художественной литературы и созданию своих творческих работ.
      Занятиям присуща практическая направленность. Это можно увидеть из содержания программы и деятельности учащихся. Она находит свое выражение в более тесном контакте занятий детского литературного объединения с обязательной программой, в стилистическом уклоне работы, в организации различных упражнений, позволяющих ученикам использовать изученный их материал в своей речи. Так на занятиях объединения дети ещё раз возвращаются к урокам литературы, где они знакомились с особенностями литературной деятельности писателей.
     Но в детском литературном объединении учащиеся применяют изученное на практике. Внеурочная деятельность по литературе способствует развитию творческого начала, формированию познавательной самостоятельности и активности школьников, учат их бережному отношению к языку. В детском литературном объединении занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, поэтому выделяются две группы: младшую и старшую. Первые занятия групповые, остальные индивидуальные. На групповых занятиях педагог определяет и намечает пути предстоящей работы, ставит перед детьми цели и задачи. По необходимости знакомит с теоретическим материалом, остальная работа индивидуальная. Руководитель знает особенности каждого ребенка, поэтому и маршрут работы определяет для каждого индивидуально, чтобы ребенок смог справиться с поставленными перед ним задачами, мог увидеть результат своей работы и получить от этого удовлетворение, а не разочарование.
      На занятиях руководитель не только обучает детей и развивает литературно-творческие способности, она прививает им самые лучшие человеческие качества, приобщает подрастающее поколение к миру искусства, литературы, но и помогает ребятам наиболее полно реализовать их творческие замыслы.
      Занятия в объединении - это познавательно-игровая форма деятельности, это мероприятия, в которых учащиеся могут раскрыть и развить самые разнообразные способности. Они научатся общаться, высказывать свое мнение письменно и устно, научатся организовывать и проводить мероприятия, узнают много нового и интересного. Работа в детском литературном объединении предполагает создание письменных работ в разных жанрах.
Результативность работы объединения за 5 лет
 
 
 
        Основное направление работы объединения - детское творчество.
        Методологические принципы:
               -личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
               -коммуникативная направленность обучения дает возможность учащимся общаться в процессе работы над созданием произведения;
              - деятельный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
              - поэтапное обучение предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному владению письменной речи при создании работ;
            - принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
 
        На конец года учащиеся должны знать:
            - жанры УНТ;
            - особенности публицистического стиля;
            - особенности написания автобиографии.
       Приобретать умения и навыки в выпуске газет.
   Уметь:
            - брать интервью;
            -различать малые жанры УНТ;
            - писать автобиографические рассказы;
            - особенности публицистического стиля;
            - основные признаки ЯХЛ;
           - уметь свободно писать публицистические статьи на различные темы;
           - излагать последовательно свои мысли, рассуждения о той или иной проблеме;
          - оформлять работы на конкурс в соответствии с требованиями.
    
 Итогом реализации дополнительной образовательной программы является участие детей в различных конкурсах, выставках, семинарах.